на Главную

Страсть к микрону

 

Когда говорят о художественном оружии, воображение рисует пышный декор, богатое оформление, золото и серебро, драгоценные камни, фантастические формы...

Ничего этого нет в ножах Андрея Корешкова. И вместе с тем они привлекают к себе внимание, завораживают и удивляют. Недаром его нож "Тихий вечер", несмотря на всю скромность оформления, получил первый приз на конкурсе златокузнецов в Москве в 1998 г. Автор на вопрос, что движет им при работе над изделием, подумав, ответил: "Желание удивиться самому и удивить других". Андрей скромен, спокоен, приветлив, нетороплив в движениях, говорит четко, мысли формулирует точно. Меньше всего его облик соответствует художнику, представителю богемы; он скорее похож на ученого-исследователя, но его изделия лиричны и полны романтики. Ответ на видимое несоответствие человека и результатов его творчества я нашел в его прошлом, но об этом несколько позже.

Можно долго описывать ножи Корешкова, их дизайн, пейзажи на его клинках, восхищаться красотой и четкостью рисунков на стали, твердость которой выше инструментальной. Все это читатель может увидеть сам, рассматривая иллюстрации, которые здесь опубликованы. Мне бы хотелось остановиться на другом, на технологии корешковских работ. Поскольку именно она является истинным объектом его творчества, его личным вкладом в развитие художественного оружия. Андрей Корешков, несомненно, входит в десятку лучших художников-оружейников России и его работы оказали воздействие не только на отдельных мастеров, но и на целое направление в оружейном искусстве.

Все, что вы видите на клинках ножей Корешкова выполнено в технике травления. "Экая невидаль!" - воскликнет иной знаток. Да, эта технология известна с незапамятных времен, а из недавнего прошлого можно вспомнить изделия златоустовских мастеров XIX в. Однако обычно травление выполняется кислотой, а Корешков травит поверхность стали при помощи раствора хлорного железа. В чем здесь секрет, зачем он это делает? Кислота выедает металл быстро и глубоко, поэтому достаточно трех-шести слоев травления. Однако рельефный рисунок получается грубоватым. Хлорное железо работает медленно и позволяет снимать слои металла буквально по микронам и для того, чтобы получить рельеф нужной глубины, мастер повторяет операцию травления несколько десятков раз. Этим достигается необыкновенная точность рисунка.

На некоторых изображениях Корешков применял травление в 40-50 слоев. Такого никто в мире повторить не может. Если общее углубление рисунка в сталь достигает 0,3-0,4 мм, то простой расчет показывает, что каждый слой травления составляет от 6 до 10 микрон. Вот такой буквально ювелирной технологией является корешковское травление.

Теперь представьте себе, что каждый раз надо при помощи тончайшей кисточки закрывать сверхмалые поверхности металла краской, защищающей те участки металла, которые не должны подвергаться травлению. И все это необходимо повторить 40-50 раз, чтобы получить нужный элемент рисунка. При этом малейшая ошибка в 26 или 34 слое может испортить всю проделанную работу. Вообразив себе все это, может быть, поймете, сколько терпения, упорства и страсти надо вложить в скромное изображение мартовского ручья на клинке ножа с таким же названием. А ведь помимо пейзажей Андрей на некоторых клинках "пишет" травлением охотничьи заговоры, славянская вязь которых столь же декоративна, как и все остальные элементы орнамента. Мое любопытство к работам Корешкова дошло и до такого всегда болезненного для художника вопроса: где и как вы всему этому научились? Однако у Андрея нет ни от кого секретов. Он подробно рассказал, что о травлении хлорным железом прочел в одном старом, еще довоенном, учебнике гравера. Но только там оно применялась для нанесения контура будущего изображения на металл и делалось в один слой. Мастер решил попробовать травить не один раз, а много десятков и его рисунки обрели тончайшую деталировку, а украшение художественного оружия пополнилось новой технологией. Откуда же у мастера страсть к микрону, к такой трудоемкой и точной работе, эта всепоглощающая любовь к сложнейшей технологии, им же самим и созданной? Оказалось, что еще в юности после окончания Владимирского политехнического института, Андрей Корешков учился в тамошней аспирантуре. Его научная работа была связана с ... ремонтом автомобильных и тракторных двигателей, при котором важны микронные допуски. Именно тогда Андрей научился уважать микрон.

Неисповедимы пути человека и его творчества. Прошло уже более 10 лет, как мастер прекратил заниматься ремонтом двигателей и посвятил себя оружейному искусству Корешков относится к немногим мастерам-универсалам, то есть он делает нож от начала и до конца. Обычно ножевщики разделены, как минимум, на клиночников и сборщиков-отдельщиков. Хотя иногда Андрея просят другие мастера отделать их клинки, или он сам может заказать клинок у кузнеца.

Изделия Корешкова хорошо знают в среде специалистов и коллекционеров. Он не делает ножей для охотников, они даже не предназначены для ношения ( у них нет ножен), это сугубо коллекционные изделия, которые хранятся в футлярах или на подставках. Известность художника оружия столь широка, что есть собиратели, которые формируют коллекции работ Корешкова. У самого мастера нет его изделий, все они (а сделано за 10 лет немало) в музейных фондах и в частных собраниях.

Создав новую технологию, мастер ее расширяет. Одна из его последних работ - нож "Утица" - тому свидетельство. Все прежние изделия одноцветные, в стиле черно-белой графики. На клинке ножа "Утица" представлена садящаяся на воду птица из желтого металла. Она сделана методом всечки, но канавки и углубления для вбивания мягкого металла выполнены не резцом, как положено, а методом травления. Это новое применение корешковской технологии. Изображение утки имеет размер не более одного квадратного сантиметра, но на ее теле можно разглядеть до трехсот перьев! Недаром, беседуя со мной, Корешков сказал, что уже начинает прибегать к микроскопу. Какие новые шедевры он создаст с его помощью?

Пожелаем удачи этому необыкновенно талантливому человеку, а она ему не помешает в нашей стране. Ведь до сих пор художественное оружие не обрело своего статуса, хотя и Министерство культуры, и МВД согласны, что такое оружие уже не есть оружие, а произведение искусства.

 Юрий ШОКАРЕВ,

 журнал" Магнум"  

На  ГЛАВНУЮ

Copyright © 2002 - 2003. Design by Shmyglya Fedor

 

Hosted by uCoz